Наряду с проблемой восприятия иностранных языков должны были возникнуть и другие вопросы, связанные с речью, которые, в свою очередь, повлияли на применение системы не только к изучению иностранных языков, но и к решению языковых трудностей родного языка среди детей. Это обширное поле поведения и общения ознаменовало переход от «аудиофонологии» к «аудиопсихофонологии».

Прежде всего, с самого начала своего исследования слухо-речевых проблем у певцов и актеров, Томатис заметил, что когда он модифицировал звуковое восприятие своих испытуемых, помимо эффектов голосовой противореакции, происходили изменения и на поведенческом уровне, варьируясь в зависимости от установленного диапазона полосы пропускания. По последнему фактору испытуемые становились динамичными, впадали в эйфорию, стояли прямо или, наоборот, сутулились и теряли тонус.

Т.е., реакции на постуральном и энергетическом уровне следовали непосредственно от навязывания субъекту такого-то частотного спектра.

Затем исследования Томатиса побудили его изучить происхождение человеческой потребности говорить, общаться посредством речи, способности, которая позволяла ему постоянно находиться в контакте с другими людьми. В поисках ответа на этот вопрос он вспомнил некоторые данные, установленные Negus, которые он прочитал еще будучи студентом. Negus был специалистом по гортани. Он заметил, что если яйца певчих птиц высиживали непевчие птицы, птенцы, скорее всего, не пели, когда рождались. Более того, он добавил, что, если эти же яйца высиживали певчие птицы другого вида, птенцы при рождении, скорее всего, пели не ту песню, которая соответствует их виду. Томатис сказал, что это может быть формой аудио-голосовой обусловленности, из-за которой птенцы при рождении пели неправильную песню, а это означает, что слухо-вокальная подготовка начинается в яйце, что, в свою очередь, дает основание полагать, что будущий птенец слышит уже в яйце пение высиживающих его птиц...

Подтверждением этой гипотезы, спустя некоторое время, послужили исследования Lorenz по импринтингу. Lorenz регулярно разговаривал с утиными яйцами, и, при рождении, птенцов неизгладимо привлекал его голос. Томатис заключил, что если такое явление существует среди птиц, почему оно не может быть справедливым и для людей? Его гипотеза была также подкреплена исследованиями André Thomas, посвященными «тесту по имени». Он использовал феномен импринтинга и пришел к выводу, что младенец реагирует только на звук голоса, который он слышал в состоянии плода.

Чем дальше Томатис продвигался в своих размышлениях по этому вопросу, тем больше он убеждался, что звуковое общение представляет собой важнейший из всех контактов между матерью и, еще не родившимся, ребенком. Мать питает ребенка звуками, через органический шум, но прежде всего через свой голос. Ребенок будет черпать своего рода первичную аффективную субстанцию из голоса своей матери, и в то же время этот голос позволит ребенку интегрировать и запрограммировать базовую структуру своего языка, то есть просодические структуры ( ритмы и интонации).

Поэтому, исходя из этих основополагающих гипотез, Томатис разработал аппарат, способный воспроизводить условия внутриутробного выслушивания. Чтобы воспроизвести слуховые впечатления плода, он использовал микрофоны и громкоговорители, погруженные в воду и окруженные большими листами резины, через которые он передавал голос, уловленный микрофонами. Затем он понял, что внутриутробная акустическая вселенная очень богата и состоит из целого ряда звуков, содержащих множество низких частот, исходящих от шумов в организме матери (бульканье кишечника, сердцебиение, дыхание и т. д.), но что ухо в жидкой среде действует как фильтр и осуществляет частотную селекцию этих шумов, смягчая низкие частоты. Более того, без этой системы фильтрации жизнь была бы невыносимой, потому что уши были бы забиты всеми этими внутренними шумами.

Таким образом, над этими основными органическими шумами возникает материнский голос и навязывается в высших гармониках, как ритмичная акустическая нить, составляющая своего рода языковую азбуку Морзе. Следовательно, благодаря системе естественной фильтрации преимущественно воспринимаются именно высокие гармоники голоса (что не означает, что низкие частоты не воспринимаются, они просто смягчаются).

Часть 2

Автор перевода: Ольга Поспелова