Чтобы ясно представить и понять полную последовательность Метода Томатис, нам представляется необходимым ввести краткое историческое напоминание об этой весьма специфической технике и событиях, которые привели к его созданию. Метод Томатис был придуман почти 50 лет назад Альфредом Томатисом, французским ЛОР-врачом, а так же сыном великого оперного певца. Эта деталь, как мы увидим далее, имеет первостепенное значение.
В конце 40-х годов прошлого века, Томатис работал на исследовательских стендах в авиационной промышленности. В то время, он работал в области медицины труда, куда пришел, чтобы сделать открытия, которые отныне носят его имя, и которые касаются отношений, существующих между слухом и фонацией.
При обследовании рабочих, страдающих профессиональной глухотой после длительного воздействия шумных машин, Томатис заметил, что изменения уха всегда сопровождались нарушением голоса. Затем он задался вопросом, не является ли дефект слуха этих рабочих причиной изменения голоса. Так случилось, что в то же самое время его отец, зная, что сын лечит ухо и голос как ЛОР, а также знаком с репертуаром, начал присылать к нему певцов, страдающих проблемами с голосом. Он думал, что его сын немедленно предложит решения проблем его коллег-певцов.
Итак, однажды, Томатис, почти одномоментно, получил в своей практике (наряду с деятельностью в авиационной промышленности, Томатис открыл частную практику) два интересных случая. Это были два великих певца, и у обоих были проблемы с голосовым контролем.
Поскольку Томатис не знал точно, как помочь певцам, он попросил каждого из них сделать аудиограмму. На аудиограммах он заметил, что обе слуховые кривые показали дефицит на одном и том же частотном уровне (4000 Гц). В свою очередь, этот слуховой профиль был такой же, как тот, который он часто наблюдал у рабочих на верфях. Тогда Томатис задался вопросом, не повредили ли эти два певца свои голоса собственными ушами, или повредили себе уши своими голосами.
Чтобы проверить эту гипотезу, он решил обследовать большое количество певцов (и музыкантов) и систематически обнаруживал тот же тип слухового профиля. В этот момент он пришел к выводу, что, по сути, субъект воспроизводит вокально только то, что он способен услышать, точнее, голос излучает только гармоники, которые ухо способно услышать.
После этих первоначальных выводов Томатис решил воспользоваться анализатором звукового спектра, чтобы проверить соответствие между скотомой (участок выпадения спектра), обнаруженной на аудиограмме, и разряжением (впадиной) в частотном спектре, который субъект может издавать вокально. Затем, используя добровольцев, он продемонстрировал, что искусственно вводя скотомы в слух испытуемого, можно было соответствующим образом модифицировать его голосовые качества. В зависимости от измененного частотного спектра голос становился то более глухим, то более насыщенным, более гнусавым и так далее.
Поскольку голос связан с работой уха, возникла идея найти техническое средство, которое бы позволяло навязать качественное слуховое восприятие субъектам с голосовым дефицитом.
Имея в виду эту цель, Томатис установил слуховые характеристики великих певцов, которые он не мог исследовать напрямую, но исследовал благодаря записям их голосов, и он проявил особый интерес к величайшему из них: Карузо.
Он сделал множество снимков (фото частотного состава) голоса Карузо.
Также он имел возможность непосредственно изучить и сделать аудиограмму Benjamini Gigli, который вместе с Карузо был одним из величайших певцов того времени, и сравнить эту аудиограмму со снимками его голоса. В результате Томатису удалось подтвердить свою гипотезу о контроле голоса ухом, иными словами, наличие аудио-голосового контура.
Итак, зная особенности голоса Карузо, он пытался восстановить своим испытуемым испорченный автоконтроль прослушиванием «Carusian». Певец, испытывающий проблемы, надевал наушники и говорил в микрофон, слыша в ответ свой собственный голос, модифицированный системой фильтров, адаптированной к характеристикам голоса Карузо. При использовании этого аппарата все начинали петь в совершенстве, с огромным чувством эйфории и уверенности. Проблема была в том, что как только снимали наушники, аудио-вокальные недостатки снова проявлялись. И, конечно, Томатис попытался найти способ сделать это мгновенное улучшение постоянным. Что и произошло в 1954 году, с изобретение электронного стробирования, т.е. он смог создать аппарат, названный «электронным ухом». Цель аппарата заключалась в том, чтобы посредством аудио-вокальной реакции навсегда приучить субъекта слышать определенным образом .
Автор перевода: Ольга Поспелова